КГУ "Средняя школа им. Комарова"

                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS                Понедельник, 23.06.2025, 22:03
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Школьный краеведческий музей. [0]
История села [1]
Виртуальный музей информатики [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 218

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Музей » История села

История нашей школы.
Нельзя забыть эту школу она тогда (1937- 1938 г.г.) была она одна -единственная в этой зоне и называлась "Новошульбинской крестьянской средней школой".
Она заложила основу в подготовки кадров по вновь создаваемые колхозы и совхозы. Эта школа за эти годы подготовила средних специалистов 1509 человек. Эта школа подготовила Меркулова М.К. - Героя Советского Союза, командующего погранвойск. Еременко В.В. ? председателя колхоза героя соцтруда, 106 человек награждены наградами, двое - доктора наук, 6 кандидаты, два заслуженных художника, 20 человек работали на руководящих работах в советах и партии.
Тут в нашу деревню приехал мой двоюродный брат Кирилл Горковенко, который был намного старше меня. По тем временам он считался очень грамотным человеком, окончил пять классов, умел писать и читать, кое-что понимал в арифметике. Он собрал восемь ребят и начал учить нас азбуке и счету, писать буквы и цифры.
А к новому учебному году но ходатайству жителей деревни к нам был направлен настоящий учитель - Очкин Владимир Михайлович. Жил он в соседнем селе Васильевка, в пяти километрах от нас, и ежедневно приходил пешком на занятия. Собралось нас в первый класс одиннадцать детей, девять мальчиков и две девочки. Учебный класс оборудовали в одной из комнат раскулаченного Адама Ульяновича. Сколотили нам длинный стол на козлах, две скамейки, на стену повесили доску -вот и все оборудование класса.
Владимир Михайлович был очень аккуратный и добросовестный человек, занимался он с нами с большим желанием. С его помощью были снабжены букварями, тетрадями и карандашами. Мы научились читать, кто но слогам, кто довольно бегло, получили первые навыки письма и счета. Словом, за зиму кое-чему научились и получили справки об окончании первого класса.
К несчастью, в тридцать втором - тридцать третьем году разразился голод. Было не до учебы, целых два года мы не ходили в школу.
И только в 1934 году все снова стало налаживаться. Отца j направили па работу в лесничество, и мы переехали в село Старая Шульба. Здесь я, хоть и с большим запозданием окончил начальную школу. Хотелось учиться дальше, не возражали против этого и родители. Да беда была опять же в отсутствии школы семилетняя школа, находилась в райцентре в Новой Шульбе. аж в тридцати километрах от нас. Основанная в пору ликвидации безграмотности, она называлась школой крестьянской молодежи (ШКМ). Сначала она размещалась в деревянном крестовом доме, и только в тридцать пятом для нес было построено новое здание. В дальнейшем на ее базе была образована Новошульбинская средняя школа. Выглядела она вполне прилично, неплохо было спланировано расположение классных комнат почти все они были расположены на солнечной стороне. В каждом классе была печка-контрамарка, топка которой выходила в коридор. Электрического света не было, освещались керосиновыми лампами. Не имелось и специальных кабинетов или лабораторий, приборы хранились в учительской: а опыты по химии и физике проводились прямо в классах.
При школе имелся довольно большой земельный участок, занимавший около двух гектаров. Здесь располагались хозяйственные постройки, спортивная площадка с турником, качелями, тремя двухпудовыми гирями, было достаточно места для игры в волейбол, футбол, городки. Остальная площадь была засажена молодыми деревьями в основном кленом и желтой акацией. На каждом деревце висела бирочка с фамилией ученика, посадившего саженец и отвечавшего за его сохранность.
Северная часть пришкольного участка примыкала к церковному двору. В этом же, тридцать пятом году, с церкви сняли колокола, убрали купол, вывезли церковное имущество, и здание приспособили под клуб, в котором показывали кино, ставили пьесы, проводили другие культурно - массовые мероприятия.
Спортивного зала в школе же было, и в зимнее время уроки физкультуры проходили в коридоре, к потолку которого были прикреплены кольца, канат и трапеция.
Вот такой впервые предстала передо мной настоящая школа, куда я без особых хлопот был зачислен в пятый класс.
Я пристрастился к чтению, особенно увлекался приключенческой литературой, впервые взял в руки газеты и журналы. У меня появилось желание рисовать.
Словом, два учебных года, прожитых на этой квартире вместе со старшеклассниками, открыли для меня целый мир, дали настоящий заряд на дальнейшую учебу, а в чем-то повлияли и на всю мою дальнейшую жизнь.
В нашей школе насчитывалось тогда около пятисот учащихся. Оборудована она была небогато, так что качество учебного процесса целиком и полностью зависело от подготовленности учителя.
На всю жизнь сохранились в моей памяти наши замечательные учителя: директор школы физик Стедан Никифорович Ломов, математик Николай Иванович Смоляков, супруги Пимкины - географ Степан Афанасьевич и биолог Анна Степановна, учитель русского языка и литературы Николай Николаевич Тестов и многие другие.
Особенно яркой личностью, непререкаемым авторитетом в нашем мальчишеском сознании и как учитель, и как руководитель был С.Н. Ломов. Он был выше среднего роста, светло-русые волосы стрижены под "польку", всегда был подтянут и аккуратно одет. И он всегда был среди учеников: вел шахматный кружок, без него не обходилось ни одно выступление художественной самодеятельности, он мастерски исполнял ведущие роли в школьных спектаклях, присутствовал па каждом спортивном соревновании. Старался как можно больше общаться с родителями, ходил по домам, чтобы знать, кто как живет, лично знал многих учеников, кто чем увлекается, где и как проводит свободное время.
Старшеклассники по вечерам иногда посещали места, где и собиралась сельская молодежь далеко не школьного возраста.
Это не одобрялось руководством школы, и Степан Никифорович часто наведывался в эти темные уголки. И если он замечал там кого-то из своих учеников, те уже больше туда никогда не ходили. Причем директор не устраивал разносов, не жаловался родителям, не грозил никакими карами. Но авторитет его у учеников был настолько высок, что никому и в голову не приходило ослушаться Степана Никифоровича.
Бывало, на переменах в коридор высыпало сразу около трехсот ребят. Беготня, шум, гвалт. И если в этот момент появлялся директор, сразу со всех сторон слышалось: "Степан Никифорович, Степан Никифорович...". Наступала полная тишина, и у каждого ученика было одно только желание: сказать директору "Здравствуйте!" И не от страха затихала ребятня, а от огромного уважения к своему директору.
С большим уважением к С.Н. Ломову относились и родители, и все жители и руководители района. И прежде всего потому, что он любил детей, при скромных возможностях, которыми располагала школа, сумел создать такие условия, в которых каждый ученик мог раскрыть свои способности. В школе было много кружков, всевозможных секций, в которых ребята учились рисовать, шить и вышивать, они играли в настольные игры, пели и танцевали, и даже ставили спектакли с декорациями, изготовленными собственными руками. Руководили кружками учителя, старшеклассники, а драмкружком и шахматным руководил сам директор школы. Нам оставалось только удивляться, как у него на все хватало времени. Особое внимание уделялось физическому и трудовому воспитанию учащихся, а также военной подготовке молодежи. Славились наши школьные команды футболистов, волейболистов, лыжников, которые часто занимали призовые места на районных и областных соревнованиях.
В кружках по военной подготовке отрабатывались нормативы комплексов БГТО и ГТО ("Будь готов к труду и обороне", "Готов к труду и обороне"), ПШХО ("Готов к противовоздушной и химической обороне"), в кружке "Ворошиловский стрелок" учили меткой стрельбе из огнестрельного оружия. Потом проводились зачеты, и в торжественной обстановке ученикам , вручались значки. Носили мы их с гордостью.
В те годы молодежь буквально грезила авиацией, самыми престижными были авиационные училища. Еще бы. Советские люди должны были "Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех". В Семипалатинске была открыта парашютная школа, построена тридцатиметровая вышка, с которой мог спуститься на парашюте любой желающий. Наши выпускники Митрофанов и Косатый закончили эту школу, что помогло им, как и многим другим, поступить в летно - техническое военное училище и стать летчиками. Л Володя Ломов, окончив авиационный институт, стал авиаконструктором, доктором технических наук. И еще многие выпускники прославили свою школу.
Школа заботливо прививала своим питомцам любовь к родной природе и труду.
Начиналось с того, что каждый ученик должен был посадить дерево и ухаживать за ним на протяжении всей учебы. А в летнее время ребята работали на полях колхозов и совхозов. Ученики младших классов собирали вредителей зерновых, колоски после уборки хлеба комбайнами, выполняли другую посильную работу. Старшеклассники сгребали, копнили сено, очищали зерно на току, а выпускники работали даже прицепщиками па тракторах и помощниками комбайнеров. Работали мы с большой радостью и охотой.
Жизнь в школе между тем продолжала кипеть. Шли занятия, общественная работа. Мы были пионерами, комсомольцами и считали это за большую честь. Между прочим, это помогало нам в учебе, повышало нашу активность в общественной жизни. И в этом, безусловно, большая положительная роль пионерской и комсомольской организации. Но мы были детьми, а значит, были у нас и игры, и другие излюбленные занятия в свободное время
И все же школа делала свое главное дело - учила подрастающее поколение. В предвоенные годы, когда состоялся первый выпуск в нашей школе, аттестат о среднем образовании получили двенадцать человек. С тех пор минуло более пятидесяти лет. Из стен школы вышли более полутора тысяч выпускников, в том числе десять человек с золотыми медалями.
Наша школа дала путевку в жизнь таким людям, как Герой Советского Союза, бывший командующий войсками Восточного пограничного округа генерал-лейтенант Матвей Кузьмич Меркулов, Герой Социалистического Труда Василий Васильевич Еременко, который был председателем колхоза имени Ленина в, течение сорока лет. Владимир Степанович Ломов (сын директора школы С.Н. Ломова) и Николай Яковлевич Ушаков стали докторами наук, Агафия Рубан - кандидат сельскохозяйственных наук, Григорий Иванович Гритчин - заслуженный художник РСФСР.
Сотни питомцев школы стали видными руководителями районного, областного и республиканского уровня, крупными военными специалистами, учителями и врачами, знатными механизаторами, животноводами и полеводами. Более половины сегодняшних преподавателей школы - тоже ее выпускники.
Я хочу показать, как далеко шагнула наша школа и все наше образование но сравнению с той далекой порой. И это закономерно.
Категория: История села | Добавил: BusinA (05.03.2012)
Просмотров: 967 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • КГУ "Песчанская СШ"
  • FLIP.kz
  • КГУ "Новошульбинский областной детский дом"
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтовuCoz