Нельзя забыть эту школу она тогда (1937- 1938
г.г.) была она одна -единственная в этой зоне и называлась
"Новошульбинской крестьянской средней школой".
Она заложила основу в подготовки кадров по вновь создаваемые колхозы и
совхозы. Эта школа за эти годы подготовила средних специалистов 1509
человек. Эта школа подготовила Меркулова М.К. - Героя Советского Союза,
командующего погранвойск. Еременко В.В. ? председателя колхоза героя
соцтруда, 106 человек награждены наградами, двое - доктора наук, 6
кандидаты, два заслуженных художника, 20 человек работали на
руководящих работах в советах и партии.
Тут в нашу деревню приехал мой двоюродный брат Кирилл Горковенко,
который был намного старше меня. По тем временам он считался очень
грамотным человеком, окончил пять классов, умел писать и читать,
кое-что понимал в арифметике. Он собрал восемь ребят и начал учить нас
азбуке и счету, писать буквы и цифры.
А к новому учебному году но ходатайству жителей деревни к нам был
направлен настоящий учитель - Очкин Владимир Михайлович. Жил он в
соседнем селе Васильевка, в пяти километрах от нас, и ежедневно
приходил пешком на занятия. Собралось нас в первый класс одиннадцать
детей, девять мальчиков и две девочки. Учебный класс оборудовали в
одной из комнат раскулаченного Адама Ульяновича. Сколотили нам длинный
стол на козлах, две скамейки, на стену повесили доску -вот и все
оборудование класса.
Владимир Михайлович был очень аккуратный и добросовестный человек,
занимался он с нами с большим желанием. С его помощью были снабжены
букварями, тетрадями и карандашами. Мы научились читать, кто но слогам,
кто довольно бегло, получили первые навыки письма и счета. Словом, за
зиму кое-чему научились и получили справки об окончании первого класса.
К несчастью, в тридцать втором - тридцать третьем году разразился голод. Было не до учебы, целых два года мы не ходили в школу.
И только в 1934 году все снова стало налаживаться. Отца j направили па
работу в лесничество, и мы переехали в село Старая Шульба. Здесь я,
хоть и с большим запозданием окончил начальную школу. Хотелось учиться
дальше, не возражали против этого и родители. Да беда была опять же в
отсутствии школы семилетняя школа, находилась в райцентре в Новой
Шульбе. аж в тридцати километрах от нас. Основанная в пору ликвидации
безграмотности, она называлась школой крестьянской молодежи (ШКМ).
Сначала она размещалась в деревянном крестовом доме, и только в
тридцать пятом для нес было построено новое здание. В дальнейшем на ее
базе была образована Новошульбинская средняя школа. Выглядела она
вполне прилично, неплохо было спланировано расположение классных комнат
почти все они были расположены на солнечной стороне. В каждом классе
была печка-контрамарка, топка которой выходила в коридор.
Электрического света не было, освещались керосиновыми лампами. Не
имелось и специальных кабинетов или лабораторий, приборы хранились в
учительской: а опыты по химии и физике проводились прямо в классах.
При школе имелся довольно большой земельный участок, занимавший около
двух гектаров. Здесь располагались хозяйственные постройки, спортивная
площадка с турником, качелями, тремя двухпудовыми гирями, было
достаточно места для игры в волейбол, футбол, городки. Остальная
площадь была засажена молодыми деревьями в основном кленом и желтой
акацией. На каждом деревце висела бирочка с фамилией ученика,
посадившего саженец и отвечавшего за его сохранность.
Северная часть пришкольного участка примыкала к церковному двору. В
этом же, тридцать пятом году, с церкви сняли колокола, убрали купол,
вывезли церковное имущество, и здание приспособили под клуб, в котором
показывали кино, ставили пьесы, проводили другие культурно - массовые
мероприятия.
Спортивного зала в школе же было, и в зимнее время уроки физкультуры
проходили в коридоре, к потолку которого были прикреплены кольца, канат
и трапеция.
Вот такой впервые предстала передо мной настоящая школа, куда я без особых хлопот был зачислен в пятый класс.
Я пристрастился к чтению, особенно увлекался приключенческой
литературой, впервые взял в руки газеты и журналы. У меня появилось
желание рисовать.
Словом, два учебных года, прожитых на этой квартире вместе со
старшеклассниками, открыли для меня целый мир, дали настоящий заряд на
дальнейшую учебу, а в чем-то повлияли и на всю мою дальнейшую жизнь.
В нашей школе насчитывалось тогда около пятисот учащихся. Оборудована
она была небогато, так что качество учебного процесса целиком и
полностью зависело от подготовленности учителя.
На всю жизнь сохранились в моей памяти наши замечательные учителя:
директор школы физик Стедан Никифорович Ломов, математик Николай
Иванович Смоляков, супруги Пимкины - географ Степан Афанасьевич и
биолог Анна Степановна, учитель русского языка и литературы Николай
Николаевич Тестов и многие другие.
Особенно яркой личностью, непререкаемым авторитетом в нашем
мальчишеском сознании и как учитель, и как руководитель был С.Н. Ломов.
Он был выше среднего роста, светло-русые волосы стрижены под "польку",
всегда был подтянут и аккуратно одет. И он всегда был среди учеников:
вел шахматный кружок, без него не обходилось ни одно выступление
художественной самодеятельности, он мастерски исполнял ведущие роли в
школьных спектаклях, присутствовал па каждом спортивном соревновании.
Старался как можно больше общаться с родителями, ходил по домам, чтобы
знать, кто как живет, лично знал многих учеников, кто чем увлекается,
где и как проводит свободное время.
Старшеклассники по вечерам иногда посещали места, где и собиралась сельская молодежь далеко не школьного возраста.
Это не одобрялось руководством школы, и Степан Никифорович часто
наведывался в эти темные уголки. И если он замечал там кого-то из своих
учеников, те уже больше туда никогда не ходили. Причем директор не
устраивал разносов, не жаловался родителям, не грозил никакими карами.
Но авторитет его у учеников был настолько высок, что никому и в голову
не приходило ослушаться Степана Никифоровича.
Бывало, на переменах в коридор высыпало сразу около трехсот ребят.
Беготня, шум, гвалт. И если в этот момент появлялся директор, сразу со
всех сторон слышалось: "Степан Никифорович, Степан Никифорович...".
Наступала полная тишина, и у каждого ученика было одно только желание:
сказать директору "Здравствуйте!" И не от страха затихала ребятня, а от
огромного уважения к своему директору.
С большим уважением к С.Н. Ломову относились и родители, и все жители и
руководители района. И прежде всего потому, что он любил детей, при
скромных возможностях, которыми располагала школа, сумел создать такие
условия, в которых каждый ученик мог раскрыть свои способности. В школе
было много кружков, всевозможных секций, в которых ребята учились
рисовать, шить и вышивать, они играли в настольные игры, пели и
танцевали, и даже ставили спектакли с декорациями, изготовленными
собственными руками. Руководили кружками учителя, старшеклассники, а
драмкружком и шахматным руководил сам директор школы. Нам оставалось
только удивляться, как у него на все хватало времени. Особое внимание
уделялось физическому и трудовому воспитанию учащихся, а также военной
подготовке молодежи. Славились наши школьные команды футболистов,
волейболистов, лыжников, которые часто занимали призовые места на
районных и областных соревнованиях.
В кружках по военной подготовке отрабатывались нормативы комплексов
БГТО и ГТО ("Будь готов к труду и обороне", "Готов к труду и обороне"),
ПШХО ("Готов к противовоздушной и химической обороне"), в кружке
"Ворошиловский стрелок" учили меткой стрельбе из огнестрельного оружия.
Потом проводились зачеты, и в торжественной обстановке ученикам ,
вручались значки. Носили мы их с гордостью.
В те годы молодежь буквально грезила авиацией, самыми престижными были
авиационные училища. Еще бы. Советские люди должны были "Летать выше
всех, дальше всех, быстрее всех". В Семипалатинске была открыта
парашютная школа, построена тридцатиметровая вышка, с которой мог
спуститься на парашюте любой желающий. Наши выпускники Митрофанов и
Косатый закончили эту школу, что помогло им, как и многим другим,
поступить в летно - техническое военное училище и стать летчиками. Л
Володя Ломов, окончив авиационный институт, стал авиаконструктором,
доктором технических наук. И еще многие выпускники прославили свою
школу.
Школа заботливо прививала своим питомцам любовь к родной природе и труду.
Начиналось с того, что каждый ученик должен был посадить дерево и
ухаживать за ним на протяжении всей учебы. А в летнее время ребята
работали на полях колхозов и совхозов. Ученики младших классов собирали
вредителей зерновых, колоски после уборки хлеба комбайнами, выполняли
другую посильную работу. Старшеклассники сгребали, копнили сено,
очищали зерно на току, а выпускники работали даже прицепщиками па
тракторах и помощниками комбайнеров. Работали мы с большой радостью и
охотой.
Жизнь в школе между тем продолжала кипеть. Шли занятия, общественная
работа. Мы были пионерами, комсомольцами и считали это за большую
честь. Между прочим, это помогало нам в учебе, повышало нашу активность
в общественной жизни. И в этом, безусловно, большая положительная роль
пионерской и комсомольской организации. Но мы были детьми, а значит,
были у нас и игры, и другие излюбленные занятия в свободное время
И все же школа делала свое главное дело - учила подрастающее поколение.
В предвоенные годы, когда состоялся первый выпуск в нашей школе,
аттестат о среднем образовании получили двенадцать человек. С тех пор
минуло более пятидесяти лет. Из стен школы вышли более полутора тысяч
выпускников, в том числе десять человек с золотыми медалями.
Наша школа дала путевку в жизнь таким людям, как Герой Советского
Союза, бывший командующий войсками Восточного пограничного округа
генерал-лейтенант Матвей Кузьмич Меркулов, Герой Социалистического
Труда Василий Васильевич Еременко, который был председателем колхоза
имени Ленина в, течение сорока лет. Владимир Степанович Ломов (сын
директора школы С.Н. Ломова) и Николай Яковлевич Ушаков стали докторами
наук, Агафия Рубан - кандидат сельскохозяйственных наук, Григорий
Иванович Гритчин - заслуженный художник РСФСР.
Сотни питомцев школы стали видными руководителями районного, областного
и республиканского уровня, крупными военными специалистами, учителями и
врачами, знатными механизаторами, животноводами и полеводами. Более
половины сегодняшних преподавателей школы - тоже ее выпускники.
Я хочу показать, как далеко шагнула наша школа и все наше образование но сравнению с той далекой порой. И это закономерно.